Как современные музеи создают панорамные обзоры, оцифрованные коллекции, мультимедийные композиции, электронные каталоги. 7 российских музеев, которые создали мощные музейные интернет-порталы. И почему не у каждого музея получается переходить в цифру.
Поделитесь этой статьей с друзьями
В мае месяце прошло главное музейное событие года «Ночь музеев».
Владимир Определёнов, заместитель директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина, встретился с журналистом Теплицы Марией Борисёнок. Они поговорили о том, как музеи используют технологии и почему так важно оцифровывать музейные коллекции, пока не поздно.
Владимир Определёнов, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина по информационным технологиям. Мария Борисёнок.
– Владимир, скажите, что сегодня можно назвать «виртуальным музеем»?
– Есть большая путаница в терминологии. Виртуальная реальность – это реальность, в которую мы эмоционально погружаемся за счет ощущений, звуков, видеоряда. Стоит признать, что виртуальных музеев с полным погружением еще не существует.
И нельзя говорить о том, что любая коллекция в электронном виде – это виртуальный музей.
Можно увидеть качественные панорамные обзоры, оцифрованные коллекции, мультимедийные композиции, электронные каталоги, но музей – это другое.
– А что тогда представляет собой виртуальный музей?
– Сейчас Министерство культуры выпустило методические рекомендации, чтобы разграничить все понятия. Тем более что эти вещи требуют финансирования.
Если мы будем говорить о виртуальном музее, то это некий аппаратно-программный комплекс, который обладает классическими признаками музея плюс вызывает эмоциональное погружение человека в среду.
Виртуальный музей – это не то, что можно выложить в Интернет и забыть. Вы не встретите музей, который не ведет активности. Поэтому «виртуальный музей» – это практически новый институт, который взаимодействует с посетителями по-новому.
Нужно понимать, что Интернет – это всего лишь витрина, через которую музей показывает то, что у него есть. Если виртуальный музей живет, постоянно обновляется, загружает аудиоэкскурсии, создает событийную онлайн-историю, то это можно назвать музеем.
Эрмитаж. Зал эпохи бронзы. Панорамный обзор. Фото с сайта музея.
– Расскажите, как происходила разработка сайта и процесс оцифровывания экспонатов вашего Пушкинского музея?
– Сейчас у Министерства культуры есть программа по развитию музейных интернет-порталов. Реализовано около 7 проектов, из них самые крупные – Государственный музей нового западного искусства, Государственный Русский музей (виртуальный филиал), Государственный Эрмитаж, Музей архитектуры имени Щусева и другие.
Мы рады, что у нас есть внятный исполнитель, который прислушивается к пожеланиям. Никакого «черного ящика» на выходе мы не получаем, а видим, как проходит работа.
– По каким критериям проходит отбор музеев для участия в государственных программах?
– В этих программах может выиграть любой музей, если у него есть понятный проект. К сожалению, мало кто способен конкретно сформулировать свой запрос.
– Скажите, а вы поддерживаете региональные музеи? К вам обращаются за помощью при оцифровке произведений?
– У нас есть множество конференций, и мы всегда делимся опытом. Нет понятия музея как музея. Есть люди, которые работают в музеях, делают запросы и получают обратный отклик. Из-под палки ничего не может быть.
– Сейчас во многих музеях используется технология iBeacon. Расскажите, почему она так популярна среди музеев?
– Технология iBeacon – это разработка Apple, представляет собой электронную метку, которая считывает местоположение пользователя в помещении и реагирует на Bluetooth соединение.
Музей может поставить 50 меток, но если речь о 3500 метках, то это уже другой масштаб и затраты. Эта технология популярна, но она не заменит аудиогиды, потому что часто человек идет в музей, не зная, что есть такая возможность получения информации через смартфон.
– Когда создаются проекты музеев, мобильных приложений, то какой портрет пользователя вы себе составляете?
– В принципе, искусствовед может взять книгу, каталог и найти там все, что ему нужно. Он способен самостоятельно разобраться в вопросе, поэтому его не нужно привлекать к искусству.
Технологии и виртуальные музеи – это больше для популяризации знаний. Нам нужен эмоциональный отклик человека от посещения сайта, чтобы человек пришел в музей.
– Какие возможности есть у виртуальных музеев с оцифрованными залами и экспозициями?
– Смотрите, если я включу скайп и буду читать лекцию по залу, то я могу провести полноценную экскурсию. Но если заниматься этим серьезно, то это станет полноценным проектом, который нужно продумывать.
Выставки проходят каждые 3 месяца. Есть уникальные проекты, которые больше никогда не повторятся. Над ними работают крупные архитекторы, множество людей. Это сложный интеллектуальный продукт, который не сохраняется.
Поэтому если мы будем фиксировать залы, то я могу смотреть, как выглядел зал год назад, 3 года. Так появляется глубина пространства.
Виртуальная экскурсия по залу ГМИИ им.АС.Пушкина
– Сколько человек у вас занимается оцифровыванием произведений, и как происходит этот процесс?
– У нас есть непрерывная оцифровка, которая осуществляется силами четырех сотрудников. Есть внешние контракты, когда мы проводим конкурсы на оцифровку экспонатов. В этом случае у компаний есть качественная аппаратура, и процесс цифровой обработки у них происходит быстрее.
Вообще, постановка света для съемок занимает некоторое время, но немного.
Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции 1875 – 1877. ГМИИ им А.С.Пушкина
– Насколько обязательна для музеев деятельность по оцифровыванию предметов?
– Есть рекомендации от Министерства культуры о переводе предметов в электронный вид. Ведь здесь важен именно вопрос сохранения образов.
Проблема скандальных музейных краж в том, что если у тебя нет картинки, то ты ничего не можешь предъявить в Интерпол. По описанию сложно сказать, та эта вещь или нет.
– Какие предметы сейчас требуют наибольшего внимания по сохранению?
– Исчезает все, что касается холстов, графических листов и даже фотографий 30-летней давности, потому что негативы разрушаются.
Это из-за того, что производство пленки стало массовым, ее качество значительно пострадало. Фотографии начала XIX века сохраняются намного лучше.
Вопрос оцифровки – это вопрос сохранения образа, который мы можем передать дальше потомкам.
И не стоит забывать, что есть много нематериальных объектов: песни, звуки, которые мы можем потерять, если не начнем фиксировать.
– Посоветуйте читателям сайты музеев, которые вы регулярно просматриваете
– Я не могу сказать, что что-то просматриваю ежедневно, но, конечно, захожу на сайт музея «Тейт Британия», музея Метрополитен (Нью-Йорк), музея МоМА (Museum of Modern Art, MoMA, Нью-Йорк).
Вкус формируется за счет вашей «визуальной насмотренности», поэтому уделяйте этому внимание.
Подробнее о деятельности ГМИИ им. А.С. Пушкина читайте в материале «Теплицы» «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея».
Источник: https://te-st.ru/2015/06/16/now-how-museum-of-fine-arts-digitized/
Виртуальный музей: технология создания и реализации
В статье рассмотрено понятие виртуального музея, его особенности и задачи. На основе примеров успешной реализации виртуального музея приводятся доказательства того, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом и существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет-ресурсов, систематизирующих информацию о них.
В нынешнем обществе весьма значительно стоит проблема сбережения культурного наследия, так как от этого во многом зависит перспектива страны, а также семей и подрастающего поколения. И, безусловно, сложно представить различную деятельность в отсутствии такого условия, как информационное обеспечение.
Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание разного рода Web-страниц. Они обязаны размещаться на одном или нескольких Web-серверах. Подобные странички содержат в себе сборники и фотографии экспонатов из разнообразных художественных собраний.
Такого рода виртуальный музей можно сделать в варианте каталога (плоский). Есть еще один вид, когда «гость» способен проделать путь по залам или комнатам и любоваться экспонатом со всех сторон (трехмерным).
«Гость» такого музея может самостоятельно выбрать любой понравившиеся ему объект, посмотреть его, а также при желании сохранить к себе на компьютер [5]. На сегодняшний день это прекрасный способ решить проблему объединения новейших технологий и культуру.
Виртуальный музей – это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому.
Изучения с точки зрения науки согласно данному вопросу имеют важность, так как культура сегодня большая ценность [6].
Виртуальный музей (или веб-сайт-музей) – тип веб-сайта, который специализирован с целью экспозиции музейных материалов. Все материалы, которые могут быть презентованы в подобном музеи обладают различным характером и видом:
- Предметы искусства;
- Исторические артефакты;
- Виртуальные коллекции;
- Фамильные реликвии и др.
Виртуальные музеи с поддержкой интернет-технологий имеют все шансы решать классические музейные трудности (хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам).
Отличие подобных музеев от простых выставок фотографий в том, что в способностях музея существует формирование виртуального тура, обширные способности в поиске любых данных об экспонатах.
В 1991 году возникли первоначальные виртуальные музеи, основанные в варианте веб-сайтов. Они считались индивидуальными сайтами настоящих музеев. Однако с расширением способностей интернет-технологий начали возникать и индивидуальные вебсайт-музеи. К такому музею принадлежит «онлайн-Лувр», открытый в 1994 году французским студентом Николя Пьошем.
Существуют следующие функции виртуального музея:
- коммуникативная;
- культурно-просветительская;
- обучающая;
- мотивационная [7].
Виртуальный музей возможно применять с целью проведения виртуальных экскурсий, состязаний, различных акций. Самая существенная доля сетевых ресурсов – это взаимодействие, что немаловажно в настоящее время для молодого поколения.
Первое место музейной работы в сетевой сфере достается коммуникационному элементу. «Виртуальный музей – не монумент, а центр общения. Он дает возможность любому человеку отыскать путь к новым территориям знания, навыкам и выражения» [5].
Для того чтобы создать виртуальный музея, достаточно чтобы в наличии были необходимое техническое оборудование (компьютерная техника, выход в Интернет) и подготовленный персонал (историк, музеевед, IT-специалист).
На сегодняшний день любое просветительское учреждение, а кроме того разные компании, в том числе и туристические в нашем государстве обладают подобным техническим оборудованием. То, что относится к сотрудникам, то имеются специализированные общественные планы, где обучают работе с такой техникой.
Здесь трудятся специально обученный персонал, который заинтересован в данном процессе.
При этом организация деятельности при наличии сегодня различных форм работы в детской и молодежной среде, таких как виртуальный музей, позволяет увеличить мотивацию участия молодого поколения к приобщению к культурному наследию, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности.
В современном обществе научно-технические музеи добились значительной степени. Они показали всю силу технических достижений.
Подобные музеи демонстрируют себя с наилучшей стороны, так как дают возможности для формирования общества.
Задачи, которые стоят перед нами в процессе создания музея, состоят в следующем:
- Распределить информационные документы (музейные экспонаты и материалы);
- Определить принципы формирования виртуального музейного фонда;
- Выявить набор интерфейсов доступа к документам музея;
- Сформулировать требования к лингвистическому процессору системы;
- Определить порядок формирования онтологии музея, словарей, тезаурусов, классификаторов, каталогов и других информационных структур.
- Сформировать базовые информационные структуры для представления документов и музейных материалов (экспонатов);
- Разработать архитектуру распределенной информационной системы, способной устойчиво и непрерывно функционировать в глобальной сети.
- Разработать компоненты программного обеспечения для поддержки функционирования распределенной системы.
- Провести наполнение базы данных документами (музейными материалами);
- Разработка технологии создания распределенных информационных систем, которые предназначены для хранения и отображения разнородной информации. Также они предназначены для системы представления электронных коллекций научно-технической тематики [1].
Необходимо выделить, что электронные бумаги (экспонаты) музея обладают различным видом: это базы (таблицы) данных и идеографическая сведения (описания, книги и заметки), изображения (фотографии) и видеоматериал, аудиосведения, библиографическая информация, перечни информации, модели и модельные данные. Подобные средства принадлежат к разным учреждениям и организациям. А институты выполняют независимую политику в отношении их применения и публичного доступа к ним.
Для того чтобы музей устойчиво функционировал, следует отметить ряд свойств:
- Узлы системы должны обеспечивать автономное функционирование;
- Выход из строя некоторых узлов системы не должен влиять на работу узла, на котором нет отказов;
- Все узлы должны рассматриваться как равные;
- Система должна обладать свойством «прозрачности расположения». Пользователь не должен знать о физическом месте размещения необходимой ему информации [2].
Сегодня можно осуществить отличную идею для того, чтобы реализовать подобные системы. Это – www сервис Интернет. Это простой и эффективный способ организации сетевого доступа к информационным ресурсам различного характера. В технологической среде возможно построение распределенной информационной системы со сквозным поиском и единым для всех подсистем интерфейсами.
Научно-техническая база «Виртуального музея» – применения методов формирования электронных коллекций в рамках распределенных информативных концепций и электронных коллекций. Подобная методика представляет вероятность держать данные отдельно, сформировать презентацию данных, распределить доступ к информационным ресурсам.
Одной из более эффективных технологий визуализации музейных экспозиций считается методика формирования виртуальных панорам (синонимы: 3D-панорамы, круглые панорамы, 360-градусные фотопанорамы). Это настоящий метод демонстрации фотографий объемного пространства.
Отличить такую панораму от обычной панорамной фотографии, которую можно поместить в рамку, вложить в альбом, напечатать на странице книги или журнала, можно по главному признаку – виртуальная панорама видна на экране компьютера. В один момент на экране появляется лишь доля панорамы, угловые размеры которой, как правило, соответствуют нормальному углу зрения невооруженного глаза.
Все без исключения картинки рассматриваются путем мягкого перемещения либо в левую сторону, либо в правую сторону [3].
Панорама с угловым размером 360º называется круговая панорама. Ее отличие в том, что в каждой выбранной направленности, возможно, совершить целый разворот, однако только лишь в горизонтальной плоскости. Это дает возможность реально воспринимать картину. Поэтому такую панораму можно считать моделью реального мира, и назвать «виртуальной реальностью».
Для того чтобы любоваться экспонатом со всех сторон, достаточно только лишь управлять мышью или клавишами. При желании можно посмотреть экспонат подальше, можно его приблизить. Если не нравится экспонат, его можно упустить, а потом вернутся. Можно оглядеться вокруг. Такое достоинство виртуальной панорамы выделяет ее среди других средств визуализации [4].
При этом есть возможность соединить панорамы между собой. Так можно передвигаться от одной панорамы к другой. При наведении курсора мыши на «активную зону» можно любоваться фотографиями, видеороликами. Также можно акцентировать внимание на отдельных предметах панорамы.
В случае музейной экспозиции это могут быть отдельные экспонаты, выставочные стенды, а также любая другая информация, на которую необходимо обратить внимание виртуального посетителя. Когда виртуальный посетитель взаимодействует с такой панорамой, он получает много информации об интересующем его экспонате, чем он почитал в книге или пролистал журнал.
Так как совокупность всех технологий, при которых существует данная панорама создает эффект присутствия именно в том месте, которое выбрал посетитель.
Главная и ведущая форма подачи информации – виртуальный тур. Это значит объединение виртуальных панорам.
Виртуальный тур, как и 3D-панорамы, включает:
- анимационные объекты;
- звуковое сопровождение;
- мультимедийные элементы.
Такая форма позволяет создать ощущения реального присутствия в залах. Даже если панорамы составлены из отдельно взятых объектов, они предстают перед зрителем совершенно цельным звеном.
Также виртуальные туры по музеям и выставкам могут помочь совершить предварительную экскурсию. Посетитель выбирает понравившийся маршрут, и начинает изучать его более глубоко.
Такая экскурсия может быть создана на основе фотографий, созданных при реальной съемке и смоделированного 3D-пространства или их комбинации [3].
В современное время технология виртуальных туров широко используется для представления пространства в визуальном мире. Вопрос цельных объектов их разработки требует пристального внимания. Существуют ограничения при организации виртуальных туров:
- поиск информации;
- фильтрация информации;
- систематизация объектов по различным признакам;
- выборка больших объемов данных [1].
Безусловно такие ограничения ставят под сомнение эффективность виртуальных туров при отображении больших объемов информации. Так как в сущности таких туров лежит визуализация пространства, то самым главным фактором является демонстрация информации.
Применение технологии виртуальных туров делают так, чтобы в первую очередь интерес для пользователя (научный, эстетический) представляло само пространство со всеми объектами. Комбинирование реальных и смоделированных объектов может быть полезно для воссоздания отдельных объектов и их включения в реальное пространство.
В то же время целостность 3D-моделирования доступных для реальной фото- и видеофиксации окружений представляется нам сомнительной.
Дело в том, что при разработке таких туров, не всегда возможно соблюдать ту точность моделирования, которая требуется. Следовательно, пространство, которое подвергается моделированию теряет историческую достоверность.
Примером такой ситуации может служить виртуальная экскурсия по смоделированному Мамаеву кургану в Волгограде. В основу создания проекта положена технология трехмерного моделирования VRML.
Во время виртуальной экскурсии пользователю предлагается прогуляться по «нарисованному» Мамаеву кургану, подойти к любому из памятников, прочитать информацию о нем.
Однако при сравнении этого продукта с виртуальным туром, построенным на основе реальных фотографий Мамаева кургана, становится очевидно, что последний является более достоверным, информативным и имеет большую культурную ценность для пользователя [2].
Примером успешной реализации виртуального музея, основанного на реальных 3D-панорамах, является виртуальный музей «Открытие Кремля» [3]. Он позволяет увидеть Кремль с высоты птичьего полета. Становится возможным прогуляться по его улицам и площадям.
Можно посмотреть, как работает часовой механизм курантов, посетить Сенатский и Большой кремлевский дворцы. Побывать также у зданий и территорий, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие работу Президента России.
А ведь они в реальном пространстве являются закрытыми для туристов объектами.
Съемки для данного проекта велись 2 года (2003-2005 гг.). За период съемок многие кадры успели стать многознаменательными – на них запечатлены ныне уже не существующие предметы.
Экскурсия по Московскому Кремлю позволяет визуально познакомиться с ним и включает большое количество пояснительной информации в виде текста, фото-, аудио и видеоматериалов.
Виртуальный музей «Открытие Кремля» носит информационный характер и не ориентирован на обратную связь с посетителями.
Еще один очень удачный пример виртуального музея – заповедник «Кижи» [4]. Он полностью направлен на посетителя и на обратную связь с ним. Это один из крупных в России музеев под открытым небом. Заповедник «Кижи» – уникальный историко-культурный и природный комплекс, который является значимым объектом культурного наследия народов России.
Такой виртуальный музей знакомит посетителей с архитектурными наследием, традиционной культурой, музейными коллекциями, природой Кижского погоста. Посетители могут насладиться прекрасными прямыми трансляциями из музея, видео- и фотоотчетами. Здесь также можно увидеть виртуальные путешествия (виртуальные туры). Они созданы в интересной форме.
Познакомят с усадьбой карельского крестьянина, историческими достопримечательностями Петрозаводска, островом Кижи. Представлены интерактивные познавательные игры для детей и взрослых. В «магазине», который находится в «виртуальном музее» по желанию можно приобрести эксклюзивные товары, изготовленные специально для музея-заповедника «Кижи».
Нужно отметить, что в данном музее можно воспользоваться форумом музея. Здесь же представлена полезная информация об организации: график работы, предоставляемые услуги, афиша, мероприятий.
Виртуальные музеи, которые размещены в открытом доступе в интернете решают реальную проблему, которая состоит в доступности мирового культурного наследия.
Так как средства коммуникации в интернете развивается, происходит еще один интересный факт – объединение в группы по интересам, даже если они находятся в разных точках нашего мира. Они могут обмениваться информацией, делится впечатлениями, создавать свои проекты.
Сегодня есть возможность сказать о виртуальном музейном пространстве, в котором уживаются и действуют виртуальные музеи и сетевые сообщества, связывающие сотрудников музейной сферы и заинтересованных пользователей.
Один из значимых проектов, который направлен на объединение информации, является портал «Музеи России».
Цели проекта – популяризация познания о культурном наследии России и общественных институтах сохранения и исследования наследства; развитие сферы, содействующей формированию и кооперации интернет-ресурсов культуры; объединение и регуляризация информационных источников сферы культуры; формирование элементов коммуникации профессионалов области культуры; создание условий с целью развития культурного туризма и дистанционного образования. Ресурс содержит информацию о более чем 3000 музеев и больше является энциклопедией для специалистов, чем источником информации для школьника, просто интересующегося человека или туриста. Сайт перегружен специфической информацией, зачастую не понятной обычному пользователю. Описание многих музеев и экспонатов носит формальный характер. Ориентироваться в информации сложно, интерфейс не всегда логичен и понятен, многие разделы работают нестабильно, техническая реализация сайта морально устарела. На сайте есть форум, что подразумевает создание площадки для общения заинтересованных пользователей, но и он требует срочной модернизации.
Итак, можно сделать вывод о том, что виртуальное музейное пространство позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному историко-культурному наследию.
Сложившаяся ситуация доказывает, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом, что существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет-ресурсов, систематизирующих информацию о них.
Однако успешные проекты реализуются крупными организациями и охватывают лишь музеи, имеющие всемирное значение. Условия для массового внедрения практики создания виртуальных музеев в наше время не созданы.
Наше дальнейшее исследование направлено на поиск возможностей создания условий для его реализации, в первую очередь, на примере создания виртуального музейного пространства в одном из регионов России – Вологодской области.
Таким образом, во всем мире научно-технические музеи играют роль символов национальных достижений и торжества национальной технической мощи, подчеркивая особое значение музеев для развития общественного сознания и общества в целом.
В настоящий период наиболее популярным методом с целью осуществления такой концепции считается www сервис Интернет, как наиболее простой и продуктивный метод организации сетевого доступа к информационным ресурсам разного характера.
Источник: https://novainfo.ru/article/7061
Памятка для школьника Как создать виртуальную экскурсию в программе Microsoft Office PowerPoint © Беленькая Людмила Владимировна, учитель МОУ СОШ 17 Красноярска. — презентация
1 Памятка для школьника Как создать виртуальную экскурсию в программе Microsoft Office PowerPoint © Беленькая Людмила Владимировна, учитель МОУ СОШ 17 Красноярска
2 Экскурсия Это слово вызывает воспоминания о турпоходах, поездках в другие города и страны, и впечатления, которые не забываются. Трудно представить себе человека, который ни разу не участвовал в экскурсиях
3 Мы ходим в зоопарк для знакомства с животными, в парк для любования природой, на выставку для встречи с миром прекрасного, а в музей – с миром науки и культуры… Экскурсия – это встреча с еще неизвестным, любопытным или возможность еще раз увидеть уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь скучна и однообразна Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным учителем. Помните поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?
4 А как иногда хочется поделиться увиденным с друзьями, одноклассниками, родными. Но даже если ты никогда не был в Лондоне или не видел, как пасутся олени на далеком севере, если тебе интересно заглянуть в тайну египетских пирамид или острова Пасхи, а затем поделиться впечатлениями и своими знаниями с другими, это можно осуществить при помощи виртуальной экскурсии
5 Виртуальная экскурсия Это экскурсия, виртуально отображающая реальные объекты Это иллюстрированное описание объектов (города, памятника архитектуры, музея, явления природы, художественного стиля, эпохи, научного процесса, выставки и т.д.)
6 В этом тебе поможет удивительная программа создания презентаций Microsoft Office PowerPoint Но прежде, чем браться за презентацию, нужно подготовиться. Создание экскурсии требует многих умений и знаний, привлечения твоего жизненного опыта, открытия в себе потенциала для достижения цели
7 Шаги, которые необходимо сделать: Тема Цель и задачи Содержание Маршрут Сбор материала Сбор материала Оформление
8 Определи тему будущей экскурсии Например: — Для выполнения домашнего задания учитель предложил на выбор темы для публичного сообщения.
Выбери ту тему, которая тебе интересна, а в ее рамках есть вопросы, на которые ты еще не знаешь ответы — Побывав летом в далекой стране, у тебя сохранилось много фотографий и впечатлений.
Тебе есть, о чем рассказать одноклассникам — Изучая большую тему по предмету, тебя интересует какой-то момент. Возьми это на заметку и создай виртуальную экскурсию именно на эту тему
9 Ответь на вопросы: «Какую цель я достигну, создав экскурсию? Что нужно сделать для того, чтобы эту цель достичь?» Например, тобою принято решение совершить путешествие на Луну. Цель: познакомить слушателей с планетой Солнечной системы и ее исследованиями.
Чтобы осуществить такое путешествие, нужно найти интересный материал о Луне, о развитии космонавтики, об исследователях космоса и Луны, о полетах на нее и т.д. Кроме этого, нужны визуальные объекты: фотографии, рисунки.
В экскурсию может войти интервью с учеными или космонавтами, если у тебя есть такая возможность
10 Определи содержание виртуальной экскурсии Тобою уже выбраны тема и цель экскурсии.
А что в нее войдет? Какие основные объекты составят ее? На что стоит особо обратить внимание? Что тебе хочется показать, с чем познакомить? Наверняка есть такие вопросы, ответы на которые тебе придется поискать в книгах и в Интернете? Учти, что объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть основными и дополнительными.
Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, дополнительные — дополняют информацию об основных объектах Совет: в записной книжке записывай всё, что касается содержания экскурсии: идеи, мысли, вопросы и т.д. Учти: экскурсии бывают разные
11 Составь маршрут экскурсии Виртуальная экскурсия отличается от обычной презентации тем, что, как и реальная экскурсия, содержит маршрут. Это удобный путь, по которому происходит путешествие и который состоит из нескольких остановок.
Тебе нужно скомпоновать весь материал экскурсии в несколько блоков, дав каждому свое название. Главное, чтобы маршрут содействовал полному раскрытию темы твоей экскурсии.
Создавая маршрут, ты становишься организатором показа объектов в логической последовательности маршрут
12 Существует три принципа построения маршрута: -Хронологический (например, экскурсия, посвященная жизни и деятельности выдающегося человека); -Тематический (экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний); -Тематико-хронологический (экскурсия, где хронология возможна при раскрытии отдельного объекта маршрута)
13 Маршрут (нем. Marschroute, от франц.
marche ход, движение вперёд и route дорога, путь) направление движения объекта, относительно определенных географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов. Содержит начальный пункт старта и конечный.
Обычно заранее намечается перед началом перемещения. Трасса маршрута является уже линией, по которой пройдет намеченное передвижение, установленный путь следования
14 По содержанию экскурсии подразделяются на: обзорные тематические памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты (в т.ч., явления природы), места знаменательных событий и сами события, города, предприятия и т.д.
многотемныеоднотемные исторические (краеведческие, археологические, этнографические, военно- исторические и т.д.) природоведческие искусствоведческие (театральные, музейные, художественные, архитектурные и т.д.) искусствоведческие (театральные, музейные, художественные, архитектурные и т.д.
) литературные (биографические, историко-литературные и т.д.) литературные (биографические, историко-литературные и т.д.) научные, технические и др.
15 У тебя есть собственный взгляд на окружающий мир и определенные знания. Создавая новую экскурсию, ты можешь обогатить свои жизненный опыт и знания. Для этого необходимо вести поиск необходимых сведений среди множества текстов, отбирая самое важное, без чего ты не мыслишь свою экскурсию.
Советуйся с учителем, чтобы твоя работа опиралась на систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть являлась научной. Но не бойся высказывать собственное мнение и гипотезы. Сбор материала должен соответствовать маршруту, который тобою выбран.
Твоими помощниками являются энциклопедии, словари, книги по предмету, альбомы, научные и публицистические журналы, сеть Интернет и др.
16 Microsoft Office PowerPoint титульный слайд пролог маршрут объекты, рабочие слайды и другое… Изменение формата изображения Изменение формата изображения Алгоритм выполнения триггера Алгоритм выполнения триггера
17 Титульный слайд содержит следующую информацию: название экскурсии надпись «виртуальная экскурсия…» с уточнением места, темы и т.п.
(например, «виртуальная экскурсия в краеведческий музей», «виртуальная экскурсия в историю создания куклы», «виртуальная экскурсия по местам, описанным в произведении…», «виртуальная экскурсия в город…») сведения об авторе эпиграф (если он необходим)
18 Информационные источники: Википедия Емельянов Б.В. Экскурсоведение Экскурсионная деятельность Логотип gif Изображения из коллекции Microsoft Office Счастливых путешествий!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/959640
Инструменты для создания виртуального музея: часть первая, вступительная — панорамы и софт
В рамках серии записей из личного опыта и практики поделюсь с читателями историей моей работы над виртуальными панорамами и турами в Белгородском госуниверситете.
Работаю я в одном из подразделений университета уже более 8 лет, а с августа 2015 года мною ведётся подготовка материалов для виртуального тура по музею истории — «щупанье» софта, ожидание оплаты счетов через всю неповоротливую махину гос.
организаций, попытка в «фоновом режиме» подготовить хотя бы что-то, чтобы галопом по европам в авральном режиме не оправдываться, почему до сих пор у меня нет джинна в интернете нет тура по музею.
На дворе декабрь 2015, то есть с того момента, как я не знала о панорамах и турах ничего и что я уже знаю (и имею) на сегодняшний день — прошло 5 месяцев.
В качестве стартового ознакомительного поста мне пришла в голову идея поделиться записями вебинаров, выложенных в открытый доступ компанией ТемоЦентр: Курс повышения квалификации по программе «Инструменты для создания виртуального музея образовательной организации» для специалистов, отвечающих за создание и работу виртуального музея в образовательной организации — здесь мне очень понравился вебинар 5 о дополненной реальности. Остальные же вебинары особых новых знаний лично для меня не привнесли, потому что уже многое проштудировано и проделано.
Посмотреть записи вебинаров я рекомендую всем, кто хотя бы на секунду задумывался о представлении себя, своей компании, своей деятельности в интернете новым способом.
Свою историю вкратце расскажу так: всегда стараюсь сначала отталкиваться от того, что имеем и есть ли для этого бесплатный софт, скрипт или сервис. Так, начало работы над панорамами положено было на имеющийся фотоаппарат (тушка) Canon EOS 1100D + объектив Tamron 18-270 (модель Tamron 18-270mm F3.5-6.
3 Di II VC PZD для Canon, байонет Canon EF-S) и подаренный подругой штатив Continent A2 с 2 пузырьковыми уровнями. Фотоаппарат мною собирался специально как тревелзум, свои задачи для фотографирования в поездках выполнял на 200%, но на практике фотографирования зала музеев проявил себя не ахти.
Объектив не светосильный и границы «мылит», даже использование внешней вспышки Canon SpeedLite 430 EX сильно не спасало — чуть ли не каждую фотографию приходилось «вытягивать» в LightRoom. Ещё одно небольшое неудобство — вспышка без башмака, то есть её не поставишь не стол, а держать в руках (без использования на фотоаппарате) очень неудобно.
Хорошим решением было бы или попросить башмак, или носить второй штатив. Но т.к. я не фотограф, занятие фотографией не мой узкопрофильный предмет, поэтому я не заморачивалась настолько.
Тем более что, повторюсь, на мои личные нужды мой личный фотоаппарат полностью с задачами справлялся, а фотографировать панорамные фото в условиях плохого и неоднородного освещения в помещениях музея в мои планы не входило ???? Могу только похвалить себя, что даже невзирая на то, что сама себе усложнила задачу, справилась с ней весьма хорошо.
Тем более, что никто кроме меня, тур бы не сделал (не беру во внимание фирмы, предоставляющие такие услуги и зарабатывающие себе этим на хлеб, масло и икру).
Выход из положения был найден среди коллег — так же в моё распоряжение был предоставлен на пару дней личный фотоаппарат Sony Alpha NEX-5 с пейзажным объективом (в комплекте с фотоаппаратом идут 2 объектива — пейзажный и портретный). Это не зеркалка, настроек минимум, на авторежимах не шумит и не мылит, ИСО сам выставляет какое нужно.
Единственная особенность — делает очень «тёплые» снимки, то есть «желтит» ещё сильнее Кенона (съемка в помещении, на разных режимах, в разное время, мной и владельцем). Сам аппарат мне очень понравился, сейчас если бы выбирала себе фотоаппарат — купила бы такой же.
Мне приходилось сознательно увеличить количество снимков, потому что фотографировала со штативом без панорамной головки.
И получалось, что на съёмку одной точки осмотра в зале мне надо было сделать 170-176 снимков: перекрытие каждой фотографии оставляло 80% от предыдущей, угол поворота фотоаппарата составлял 12-15 градусов. На съёмку одной такой панорамы уходило от 40 до 60 минут, а то и больше.
Больше, потому что это музей, это экскурсии, это студенты, это текущий ремонт, режим работы с перерывом на обед… Сдвинешься на пару сантиметров — всё, фокус нарушен, панорама не соберётся, получится ерунда. Однако, фотографировать можно и весьма успешно.
Даже поделюсь советом: при фотографировании панорамы зала или комнаты без панорамной головки на один фотоаппарат и штатив выбирайте себе самую верхнюю точку (или самую нижнюю) и двигайтесь по спирали, меняя угол так, чтобы перекрытие фотографии составило максимум 80%. Да, это долго, да, это не очень удобно, да, это непрофессионально, но собирается такая панорама очень неплохо. Присутствует эффект параллакса — изменение положение объекта, а на собираемой панораме как следствие появляется искажение формы объекта — но чем больше у вас процент перекрытия предыдущей фотографии, тем меньше таких искажений. И, конечно же, качество итоговой собранной панорамы (как и скорость сборки её) зависит от программы, то есть редактора панорам. Их существует великое множество, о них написано немало легенд и баллад в интернете, а я остановлюсь на некоторых.
Напомню, что пишу сейчас о «стартовых», пробных работах. С них можно начать, чтобы понять, нужно ли вам что-то дополнительно приобретать и за какие деньги.
Итак, если у вас есть только фотоаппарат или мобильный телефон с неплохой камерой.
В одном из постов я уже писала, как фотографировала панораму в Германии (город Потсдам) «с рук» фотоаппаратом (фото кликабельно, ведёт на запись) и собирала кадры через Microsoft Image Composite Editor (ICE):
Программа проста до безобразия (к тому же и бесплатна!) — скормить ей «жипег», сама прожуёт и выплюнет — иногда очень неплохой результат, вышеуказанную панораму я обрезала автокропом:
На этом этапе собранную панораму можно немного редактировать, перемещая по направляющей сетке для выравнивания отдельные участки панорамы. Склеивает очень даже приемлемо. Напомню, панорама делалась руками, без штатива — оборот вокруг своей оси, не дышать и аккуратно переставлять ноги ????
Выложила панораму на сервис Dermandar. При склеивании панорамы по улице машины ездили, поэтому есть пара нестыковок — то машина без кабины, то плитка «поплыла»:
Мне хотелось показать друзьям улочки города, поэтому вполне такой способ сгодится, на мега-профессионализм не претендуем. Подобных описаний в интернете тоже очень много, панорамы так делают, всё реально работает. Заснять двор, пустую лицу, помещение без людей, ангар — всё возможно, подобных «безголовых» призраков не будет, если не будет в кадре движения.
При желании можно потрудиться, замазать в графическом редакторе нестыковки, качество будет ещё лучше. Вышеупомянутая панорама готова за 2-3 минуты, включая выгрузку на сервер.
Со второй панорамой получился косячок — гуляли туристы, я немного сбилась при фотографировании (ждала, пока люди уйдут из кадра).
Здесь уже сбилось перекрытие кадров, ICE собрал плохо, цилиндрической замкнутой панорамы как в первом случае не получилось:
Пришлось немного повозиться с компоновкой фотографий (несколько раз подсовывала в ICE наборы фотографий, пока не получился относительно приемлемый результат). Остаётся довольствоваться растянутой большой фотографией с оптическими искажениями:
Первые свои «потуги» при фотографировании панорамы со штативом (140-170 фото) я пыталась так же скормить ICE, но собирались они плохо, были несостыковки. Поэтому нашла бесплатную программу для сборки панорам, именуемую Hugin.
Далее речь пойдёт об этой программе, но сразу, забегая вперёд, скажу, что в ней мне не понравилось то, что контрольные точки надо задавать вручную. Для изобилия фотографий и с явным эффектом параллакса это негуманно, трудозатратно, геморрой не стоит свеч, мне явно не хватало автоматизации — выбрать область, а точки пусть бы сами расставились.
Может быть я плохо искала, но так и не нашла, как в Hugin мне это сделать автоматически. А качество собираемых итоговых панорам с ошибками несостыковок меня не устраивало:
- Далее под катом я опишу функционал бесплатной программы для сшивания панорам Hugin. Программа отлично подойдёт, если у вас в панораме не много кадров, а так же подойдёт терпеливым и усидчивым, у кого много свободного времени ????
- Программа на русском, имеет очень простой интерфейс:
- Даже если не копаться в настройках (отметила цифрами), то выделите все снимки через Ctrl+A и нажмите кнопку «Создать контрольные точки»:
Программа начнёт «прожёвывать» ваши фотки. Здесь будьте очень терпеливы и лишний раз не трогайте комп. Мой Core3 зависал, если от него мне приходилось требовать больше:
В случае успешного завершения увидите сообщение, что добавлено ХХХ контрольных точек. В моём случае, если я пыталась добавить сразу точки на все фото — ничего не добавлялось. Мне надо было выбирать диапазон фотографий (например, первый ряд), а затем для них ждать автоустановки контрольных точек. Если отснято 170 фотографий, то это 5 рядов по 34 фотографии:
Попробуйте без ручной коррекции контрольных точек сшить панораму — вкладка «Сшивка». Здесь указываются параметры итоговой панорамы и её проекция. Какая между всеми разница — почитайте внимательно в интернете, прежде, чем приступать к съёмке кадров вашей будущей панорамы. На этом этапе я подробно останавливаться не буду.
Итак, панорама сшита!
- Её можно просмотреть в любом графическом редакторе, но все искажения не доставляют эстетического удовольствия, как если бы ты смотрел цилиндрическую панораму, развёрнутую в одну длинную «кишку». Софта бесплатного для просмотра панорам в интернете тоже множество, я использовала самую простую FSPViewer (есть версия 32-битная, есть 64):
- И видим очень много нестыковок:
Как уже и писала выше — в моём случае слишком много фотографий, каждую точку выставлять вручную — муторно. Но возможно. Это делается на вкладке «Контрольные точки»:
- Кроме того, в настройках программы есть возможность корректировать ваши точки: Правка — Точно скорректировать контрольные точки.
- Итоги: сама программа великолепна, бесплатна, требует усидчивости, для сборки панорам с небольшим числом кадров (около 40 штук) — замечательна.
Последним этапом была проверка платного софта — скачала триалку AutoPano Giga — жаль, что не позволяет она сохранить итоговый результат. Но качество и скорость собирания кадров панорамы, даже если снято со штатива без нодальной точки — отличное, под наши нужды подходит.
И главное — есть автоматическая расстановка контрольных точек на выбранном участке. В общем, эпопея в неповоротливых разветвлённых гос.организациях длилась с сентября по декабрь, но теперь в моём распоряжении есть лицензионная Kolor Autopano Pro 4, речь о которой пойдёт ниже.
К слову замечу — стоимость невелика, 7500 руских рублей. Организация для своих нужд может себе такое позволить.
Забегая вперёд, поделюсь с читателями дальнейшими планами — помимо музея истории, в планах есть музей минералогии (поделюсь итогами работы вдальнейшем, возможно уже в 2016 году) и летом я планирую отснять кампус университета с привязкой к географическим координатам ???? Но об этом в последующих постах, работы полно на весь 2016 год (если не больше), впереди меня и вас ждёт много интересного! А пока под катом я опишу функционал программы Autopano Pro. Единственная особенность — из-за обилия фотографий при сшивке панорамы программа требовательна к ресурсам оперативки, приходилось немного «плясать с бубном» под капотом настроек, но обо всём попорядку. Приятного чтения!
Программа Autopano Pro является упрощённой по функционалу в сравнении с Autopano Giga, следовательно и стоит дешевле. Я решила, что сшивать снимки и автоматически добавлять контрольные точки по заданному участку мне более чем достаточно. Поэтому именно эту софтину я и заказала для покупки.
- Фотографии для сборки в панораму можно мышью перетащить в левую область, тогда группа создастся автоматически. Но здесь предусмотрена возможность обрабатывать несколько групп/сборок по очереди:
Зелёным на рисунке показано, что у фотографий есть общая информация EXIF. Проверяйте, верно ли она автоматически определилась. Если нет — на этом же рисунке красным показано, что у меня для части фоток не найдена EXIF. Желательно её задать — нажмите на пиктограмму, выделенную голубым цветом:
Откроется окно свойств, где указана ваша камера и параметры, на каких снимали. При необходимости, скорректируйте. Если снимали кадры панорамы на одних настройках — выделите все фотки и примените общие настройки EXIF:
Дальше в области слева есть кнопка «Создать». Ею создаётся предпросмотр, как что собралось.
Бывало так, что у меня при сборке кадров из одной серии съёмки отдельно могло собираться небо (напомню, что фотографировала я на штатив без панорамной головки, количество кадров варьировалось от 135 до 175).
Жёлтой стрелкой показана кнопка предварительных настроек для сборки панорамы, а красной стрелкой — редактор контрольных точек. О них речь пойдёт чуть ниже:
- Важное замечание: специально привожу скрин параметров своего служебного ПК, потому как «захлёбывается» он при обилии фотографий (если их указано более 130, а в некоторых случаях захлёбывается и отказывается собирать уже и при 70 шт.):
- Самые классные сборки получаются с шаблоном смешивания «Анти-призрак», не требуется вмешательство для редактирования контрольных точек, качество приемлемо, сшивается панорама с допустимыми искажениями параллакса даже при съёмке без штатива. Но тут есть одно но — требовательна программа к оперативной памяти, отказывается собирать, какие бы процессы я не грохала, чтобы высвободить память — ничего не помогало:
- Спасало только ковыряние в настройках, пользовательский шаблон смешивания и разрез ISO:
Разумеется, всё зависит от предъявляемых требований к качеству и размеру вашей панорамы. Мои же пробы со сменой шаблона смешивания дали только 2 результата хороших.
Во всех остальных случаях то появлялись покадровые границы при сшивании, то серые или чёрные пятна, то сама итоговая панорама мутная.
Отмечу ещё, что программа позволит сохранить панораму в разных форматах, включая .
PSD, но мне добиться сохранения в слоях так и не удалось — мало ресурсов у ПК. Но это мелочи, которые вовсе не помешали работе.
Собираете свою панораму, смотрите. И если не устраивает качество — вручную добавляете контрольные точки. Напомню, что Autopano позволяет выделить область, где нужны дополнительные контрольные точки, и всё нужное выставит сама автоматом.
На рисунке ниже показан редактор контрольных точек (вызывается из окна предварительной сборки после выбора нами группы фотографий). Здесь обращайте внимание на показатель качества сборки — он сообщает, насколько «хороши» ваши контрольные точки.
Но опыт показывает, что отличные результаты сборки получаются даже при RMS в состоянии «плохой»:
- На рисунке показано надписями, где какой функционал в Редакторе контрольных точек — автоматическое добавление точек и вручную:
Дальше собираете свою панораму. В зависимости от числа фотографий и ожидаемого качества, сборка составит от 7 минут до 2 часов (на моём рабочем ПК core-i3 и 4 гига оперативки).
Понравилась моя запись? Кликни по рекламному баннеру на этом сайте. Тебе бесплатно и не сложно, а мне — честный заработок блогом и приятное дополнение к энтузиазму на чашку кофе 🙂
Источник: https://artscoop.ru/2018/04/19/preparation-3d-virtual-tour/
"Использование возможностей виртуальных музеев сети Интернет в процессе изучения вопросов культуры на уроках истории в среднем звене"
- Материал
- выступления на форуме образования
- по теме:
- «Использование возможностей виртуальных музеев сети Интернет в процессе изучения вопросов культуры на уроках истории в среднем звене»
- Подготовил: учитель истории
- МОУ-СОШ № 71
Кузнецова Н.В.
- 2011
- Слайд 1
- Тема моего выступления «Использование возможностей виртуальных музеев сети Интернет в процессе изучения вопросов культуры на уроках истории в среднем звене».
- Слайд 2
Вопросы культуры очень сложны в изучении, но рассмотрение их очень важно. Это обусловлено сразу несколькими аспектами.
Во-первых, через изучение вопросов культуры осуществляется эстетическое воспитание, т.е. дети приобретают способность видеть и понимать красоту в жизни и искусство.
Во-вторых, осуществляется духовно-нравственное воспитание, т.е. через культуру учащиеся усваивают основные нравственные ценности – такие, как доброта, красота, свобода, любовь, честь, достоинство.
В-третьих, культура формирует понимание целостной картины мира.
И наконец, через изучение вопросов культуры, происходит социализация, т.е. приобщение к традициям народной культуры, к опыту предшествующих поколений.
Слайд 3
С переходом к цивилизационному подходу в изучении истории усиливается внимание к рассмотрение вопросов культуры. Это, в свою очередь, ведет за собой некоторые проблемы:
- Недостаточное количество часов на рассмотрение вопросов культуры при увеличении их объема
- Поиск инновационных подходов к демонстрации иллюстративного материала.
- Одним из средств решения данных проблем является использование материалов виртуальных музеев.
- Слайд 4.
- Что же такое виртуальный музей?
- Виртуальный музей – это сайт, предназначенный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции.
- Чем же так хороши виртуальные музеи?
- В литературе есть следующая характеристика ВМ «ВМ не памятник, а коммуникативный очаг, обеспечивающий открытый доступ каждому человеку к новым территориям знания, опыта, выражения»
Т.е. здесь подчеркивается такая особенность ВМ как интерактивность, т.е ВМ ориентированы на коммуникацию, творческий диалог художника и зрителя, а не на презентацию и демонстрацию произведений искусства.
Во-вторых, зритель, посещая виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ВМ личные отношения, погружается в новую реальность, которую сам воссоздает в своем сознании.
В третьих, выставки ВМ могут длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями и интересными проектами. К тому же, экспонаты виртуального музея никогда не приходят в негодность.
- И наконец, посещать ВМ можно в любое время и попасть в него можно из любого уголка мира, имея доступ к сети Интернет.
- Слайд 5.
- Каким же образом можно использовать ресурсы ВМ в образовательной деятельности?
-
При подготовке к урокам (как иллюстративный материал при изучении вопросов искусства)
-
Для организации самостоятельной деятельности учащихся (проектная деятельность)
-
Для организации и проведения урока-виртуальная экскурсия.
- Теперь я предлагаю вам непосредственно познакомиться с возможностями виртуальных музеев.
- Слайд 6.
- Все ВМ подразделяются на 3 вида.
-
Представительство реально существующих музеев (Лувр, Русский музей)
- Слайд 7
- Рассмотрение возможностей Русского музея.
- А) описание картин
- Б) проектная деятельность «Развитие живописи в XVIIIв.
-
Сайт с изображениями, репродукциями, систематизированными по тому или иному признаку.
репродукции картин, представленных в Третьяковской галерее
http://www.hydojnik.ru/Shishkin/
- Знакомство с творчеством художников
http://smallbay.ru/
- Рассмотрение вопросов архитектуры «Барокко и классицизм в русской архитектуре»
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10
-
Сайт, сделанный по законам музейного проектирования, реальное пространство, воспроизведенное в виртуальном мире.
http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_13
- Виртуальная экскурсия по Московскому кремлю.
Слайд 11 Перспектива работы с ВМ:
- Дальнейшая работа по созданию коллекции сайтов-виртуальных музеев для расширения иллюстративного материала, используемого на уроках;
- Использовать возможностей виртуальных музеев в старшей школе для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по вопросам культуры;
- Работа с ВМ обеспечивает внедрение ИКТ, использование ресурсов Интернет на уроках, создание образовательных модулей по изучению вопросов культуры;
- Виртуальные экскурсии стимулируют познавательную деятельность и активизирует живой интерес учащихся к вопросам культуры.
Слайд 12
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-vozmozhnostei-virtualnykh-muzeev-seti.html