"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
    Приднестровская Молдавская Республика
    Хабаровский край
    Кировская область
    Омск
    Международная научно-практическая Интернет-конференция
    Орел
    Пекин, КНР
    Анапа
    Протвино
    Санкт-Петербург
    Уфа
    Череповец
    Шуя
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Хабаровский край

ФГНУ «Институт информатизации образования» РАО и Правительство Хабаровского края заключили соглашение о совместной научно-методической деятельности в области информатизации образования.

Подписание  соглашения главы Хабаровского края Шпорт Вячеслава Ивановича и директора ФГНУ «Институт информатизации образования» РАО Роберт Ирэны Веньяминовны.

Хабаровские педагоги встречают коллег из Российской академии образования.

Пресс-релиз с сайта газеты "Тихоокеанская звезда" от 24.04.12 (http://www.toz.khv.ru/special_issues/klassnaya_rabota/)

Сейчас педагоги, родители, сами ученики много говорят о роли Интернета в школе, о месте компьютерных технологий в образовательном процессе. Но ясно одно: это наша реальность. Интернет есть во всех школах края. Интерактивные доски если еще не вытеснили обычные деревянные, то стали существенной альтернативой. Родители проверяют электронные дневники своих детей, и уже первоклассники «продвинутых» школ вместе с учебниками несут на уроки ноутбуки.

Как в Хабаровском крае проходит информатизация образования, мы спросили у заместителя министра образования и науки края Александра Короля.

- Александр Михайлович, буквально недавно мы писали о «Цифровых каникулах», и вы сразу уточнили понятия информатика и информатизация в школах. Давайте напомним, в чем разница. Чем занимаются дети на уроках и после них.

- Действительно, шесть лет назад возникла идея проведения мероприятий со школьниками. Мы до этого всегда работали с учителями, с директорами школ. Информатизация отрасли у нас осуществлялась параллельно с внедрением информационных технологий в учебном процессе. Но на уровень школьников мы никогда не выходили, для этого существует отдельный предмет - основы информатики и вычислительной техники.

Предмет был введён в школьную программу ещё в 1985 году, очень давно, с тех пор прошёл ряд этапов в своём развитии. То есть информатика - это учебный предмет, который содержит в себе ряд направлений и содержательных линий, в том числе развитие алгоритмического мышления, основы программирования и использования информационных технологий.

Информатизация - это процесс внедрения во все сферы деятельности школы современных информационных технологий. Шесть лет назад возникла идея выйти на наших школьников и  попробовать с ними организовать «Цифровые каникулы». Этот конкурс проходит в два этапа. Дети придумывают интересные ролики, снимают видеофильмы, создают презентации,  перемещаются  с gps-навигаторами, выкладывают результаты своей деятельности в Интернет, выполняют задания жюри. Причем зачастую база всех творческих разработок - краеведение. В 2007 году у нас было 47 школьных команд из 12 районов края. В этом году 91 команда из 17 территорий края.

С помощью этого конкурса мы хотели понять и оценить уровень «IT-продвинутости» школьников, они показывают  навыки своей информационной культуры.

Сейчас по федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы дети уже по окончании 4 класса должны демонстрировать работу с редакторами изображений и звуков, другими современными компьютерными программами. Конечно, чтобы этого достичь, необходимо укрепить материальную базу начальной школы, чем мы занимаемся последние годы.

Сейчас появились интересные цифровые устройства, которые помогут сделать уроки и внеурочные занятия детей интересными и необычными, а главное, знания пригодятся в жизни. В частности, можно пойти на экскурсию со  специальным прибором с набором датчиков, который, кстати, выпускают для школьников. Он запомнит координаты,  с помощью прибора можно отметить, что нашел в конкретной точке.

Например, померить и записать в цифровом формате температуру окружающего воздуха или его влажность. Можно записать весь маршрут движения, потом, придя в класс, восстановить последовательность исследования и вывести на компьютер всю траекторию движения, сохранить все замеры. Такие датчики мы планируем купить в школы на следующий год, они уже появились в продаже.

- Мы говорим о том, что наш край старается не отставать от новых тенденций. Как у нас обстоят дела с оснащенностью компьютерами в школах?

- Вообще Хабаровский край всегда был на хорошем счету с точки зрения информатизации образования. Мы слишком далеко от центра для того, чтобы позволить себе не заниматься этим вопросом. Уже в начале 90-х годов чётко ставили перед собой задачу сделать оторванность от федерального центра минимальной.

Ещё когда не было  Интернета, в Хабаровском крае в 1995 году появился прообраз современного Интернета. Мы организовали передачу информации из Москвы, из телевизионной студии «Останкино», на всю территорию края (система «ТВ-ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ»). В  1992 году был принят новый закон об образовании. И тогда у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований появились полномочия и компетенции, которых раньше никогда не было.  

Необходимо было успевать получать информацию и новые документы, быстро на них реагировать.

Мы договорились с организаторами Института информатизации образования, с которым сейчас, кстати, тесно сотрудничаем, о том, что мы проведём эксперимент передачи документов через телевидение. Это, конечно, был информационный прорыв!

Тогда на оснащение школ было не так много средств. В 2000 году у нас был 221 школьник на один современный компьютер, а в прошлом году - 23. Под «современным» мы понимаем тот, на котором можно демонстрировать новейшие мультимедийные обучающие диски. А если брать весь компьютерный парк, то где-то 10 школьников на один компьютер. Но «несовременные» (а у большинства пользователей стоят, наверняка, не самые последние модели техники) компьютеры прекрасно можно использовать в школе на уроках информатики для изучения языков программирования - например, Бэйсика, Паскаля. Эти компьютеры вполне могут сгодиться для обычного набора текстов.

Отмечу, кстати, что в 2012 году мы ухудшили показатели, теперь у нас 32 школьника на один современный компьютер - это связано с тем, что компьютеры быстро стареют. Они служат около пяти лет и потом переходят в разряд не очень современных. Но это не значит, что технику надо списать.  Процесс обновления компьютерного парка - это процесс нескончаемый. Например, ситуация с этими показателями уже сейчас меняется: уже приобретены на замену устаревшей технике более современные компьютерные классы. А еще приятно отметить, что два года назад Хабаровский край был на втором месте в РФ после Чувашии по интегративному компоненту готовности к  жизни в информационном обществе.

- Вы называете цифры, сколько в школах детей приходится на один компьютер. Наверняка многие думают, что техники не хватает...

- Конечно, обучение не идет одновременно всех 32-х школьников на одном компьютере. Но мы и не говорим о том, что каждому ребёнку нужно дать по одному компьютеру, образование к этому не стремится. По санитарно-гигиеническим правилам всё равно больше, чем разрешено, компьютеров в класс не поставишь, есть ограничения. Поэтому и на уроках информатики, в среднем на компьютерный класс, на кабинет информатики приходится 10-12 компьютеров. А если в классе в городской местности 25 человек, получается, что один компьютер приходится на 2 детей. Но задача учителя информатики - это не весь урок проводить за машинами, а организовать работу так, чтобы часть детей выполняла задания за столами, часть - за компьютерами, потом проходила смена.

- А Интернет? Думаю, кто часто ездит по селам края, видит успехи в обеспечении всемирной сетью образовательных учреждений. Зачастую Интернет есть в деревне в трех местах: на почте, у главы села и в школе!

- Действительно, одна из наших важных задач - обеспечение Интернетом школ. Я уже говорил, что с помощью всемирной сети ликвидируется оторванность учреждений от центра, учителя могут общаться, дети получать доступ к ресурсам лучших библиотек и музеев мира. Мы подключили к Интернету наши школы в 2005 году, ещё до введения нацпроекта «Образование». Часть школ была подключена по скоростным каналам, часть - по низкоскоростным каналам, к сожалению, тогда в отдельных случаях связисты расписались в своём бессилии. И когда президент страны объявил, что мы будем подключать к сети все без исключения школы, я думал, что на таких территориях, как Хабаровский край, это сделать нереально. Но это удалось! Тем не менее, прошло несколько лет, и выяснилось, что тех скоростей и трафика, которые мы можем предоставить нашим школам, уже недостаточно.  В 2011 году 40 миллионов рублей край потратил на доступ наших школ к Интернету. Чтобы увеличить каналы не менее,  чем в два раза, нам надо в два раза увеличить финансирование. В этом году мы запланировали 90 миллионов рублей на эти цели, конечно, при поддержке федерального центра. Скорость, в среднем, повысится в два раза. К сожалению, не везде это сделать технически получится. Но это вопрос времени, потому что технологии стремительно развиваются.

- Наверняка реализовывать глобальные проекты по информатизации без помощи нашему региону нереально. Должны быть координаторы, необходимо подключать науку.

- Да, нам помогает Институт информатизации образования Российской академии образования. Впервые я  познакомился с нашими коллегами из Москвы в 1993 году, когда мы осваивали использование информационных технологий в образовании.  С академиками Вячеславом Андреевичем Ваграменко  и Ирэной Веньяминовной Роберт  впоследствии организовали  в Хабаровском крае филиал Института информатизации образования, хабаровское отделение Академии информатизации образования. Задача была одна: объединить усилия учёных и педагогов, тех, кто занимается информационными технологиями в образовании. Мы объединили потенциал нашего педагогического университета (ныне ДВГГУ), технического (ТОГУ), Амурского гуманитарно-педагогического университета, Академии госслужбы (ДВИ РАНХ). Теперь учёные из этих учреждений планируют свою работу на очередной год, уже исходя из интересов края, реализуют разные совместные проекты. Например, мы выпустили серию образовательных дисков с региональным контентом. Это очень качественные продукты, которые могут смело применять на своих уроках педагоги. Производство такого диска занимает около полугода.

Интернет для школ мы подключаем через серверы ТОГУ. Это вообще уникальное решение информационной безопасности наших школьников, которое в России признано удачным. Потому что Интернет наши школьники получают фильтрованным, очищенным от нежелательного контента. Но ничего бы этого не было, если бы не поддержка московских коллег и наших ученых.

Благодаря Институту информатизации образования РАО нам удалось  воспитать свои кадры в области информатизации образования, причем высшей квалификации. Были подготовлены один доктор педагогических наук и два кандидата педагогических наук по вопросам, связанным с информатизацией образования. Это Анатолий Егорович Поличка, Анна Стефановна Звягина из ДВГГУ и Наталья Геннадьевна Флейдер, сотрудник министерства образования и науки Хабаровского края.  Руководителями у кандидатов наук был Вячеслав Ваграменко, президент Академии информатизации образования, а научным консультантом у Анатолия Егоровича Поличка стала Ирэна Веньяминовна Роберт, директор  Института информатизации образования РАО.

Прошлой весной мы пригласили московских партнеров на расширенное заседание правительства края, организовали встречу с губернатором Вячеславом Шпортом. Было подписано соглашение о сотрудничестве, где мы выбрали приоритетные направления взаимодействия на ближайшие годы. Там много пунктов. Например, планируется применение отраслевых информационных систем, ГИС-технологий. Также запланирована аттестация испытательной лаборатории по сертификации электронных средств образовательного характера в рамках Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения. И, конечно, мы продолжим научное взаимодействие. В планах - организация научно-методического консультирования  диссертационных исследований, осуществляемых в учреждениях Хабаровского края, включая целевую подготовку в порядке стажировки в ИИО РАО.

Еще на 2012 год мы запланировали создание геоинформационной системы по мониторингу состояния профессионального образования в крае, в тесном взаимодействии с экономикой. Ученые из Института информатизации образования РАО уже начали разрабатывать карту Хабаровского края, на которой отобразят все учреждения профобразования и основные производства. Это большой и серьезный проект.

На этой карте можно будет выстраивать разные корелляции. Система сможет делать прогнозы. Например, расчитывать долгосрочные потребности в специалистах в разных отраслях экономики, с учетом всех факторов развития края. Это очень важно, потому что сами абитуриенты смогут увидеть, какие специалисты и рабочие нужны. И также смогут проследить, кто по профессии требуется в том районе края, где они живут, также куда можно отправиться работать по выбранной ими профессии.

Эта система позволит объективно увидеть картину, сделать именно научные исследования, учесть данные всех ведомств.

С Институтом информатизации образования планируется подготовить еще один масштабный проект - подготовить экспертов для оценки качества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). На рынке появилось много продуктов сомнительного качества. Поэтому на местах должны быть эксперты, которые рекомендуют подходящие ЦОРы, а иногда даже и запрещают неподходящие. И, конечно, таких экспертов нужно целенаправленно готовить. Сделать лабораторию в крае, сертифицировать цифровые образовательные ресурсы или по заявкам учителей проводить экспертизу и давать заключения по конкретным продуктам. Эта работа планируется к 2014 году.




22