"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
    История Института
    История Института в фотографиях
    Музей школьной ЭВМ
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

История Института


Институт информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО) – одно из самых молодых научно-исследовательских подразделений РАО. Институт начал свою деятельность в качестве Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР, созданной в 1984 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы. Впоследствии, в 1995 году Лаборатория информатики и вычислительной техники была преобразована в Центр информатизации образования, на базе которого в 1996 году постановлением Президиума РАО был создан Институт информатизации образования – государственное научно-исследовательское учреждение, осуществляющее исследования в области развития теории и практики применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Институт имеет статус ведущего учреждения РАО по проблемам информатизации образования и является координатором научных исследований в этой области, объединяя более чем тридцать научно-исследовательских коллективов России. В настоящее время в Институте работает 81 сотрудник, в том числе 3 академика, 18 докторов, 25  кандидатов наук.

Институт имеет: Лицензию №16-267 от 31.03.1999 г Министерства общего и профессионального образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования и разрешение на право проведения испытаний продукции в целях сертификации № РОСИ. А115.643.21008.03 Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (Центр тестирования средств вычислительной техники учебного назначения).

Институт информатизации образования обладает современными средствами вычислительной техники и технологиями, необходимыми для проведения научных исследований. Высокопроизводительные серверы и рабочие станции объединены  в локальную сеть с выходом в глобальную информационную сеть Интернет.

Первым директором Института был Глейзер Григорий Давыдович академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, почетный доктор ряда российских и зарубежных университетов. Г.Д. Глейзер – автор более 350 научных трудов, посвященных проблемам методики математики, истории математики, теории педагогики и андрагогики. Академик Г.Д. Глейзер разработал 12 учебников по математике для средней  и высшей школы, монографии в области педагогики и образования, учебно-методические пособия для учителей и учащихся. Г.Д. Глейзер является руководителем научной школы в области методики преподавания информатики. Под его научным руководством подготовлено 38 кандидатов и докторов наук. Г.Д. Глейзер совместно с югославскими учеными в течение 6 лет вел проект Россия–Югославия, в рамках которого было проведено 6 конференций, издано 5 сборников совместных трудов, создан международный педагогический журнал.

С 2001 года Институтом руководит Роберт Ирэна Веньяминовна – доктор педагогических наук, профессор, один из крупнейших отечественных специалистов в области информатизации образования и методики преподавания информатики. И.В. Роберт – автор более 150 научных работ, в том числе за рубежом (Великобритания, Австралия, Югославия, Венгрия, Республика Куба и др.). Среди публикаций – монографии, концепции, учебники и учебно-методические пособия для учителя по вопросам информатизации образования и преподавания информатики. Научно-практические разработки И.В. Роберт тиражированы Минобразования РФ по регионам России и странам СНГ. Роберт И.В. с 1993 года является научным руководителем Комплексной программы РАО, много лет руководит работой секции «Информатика» Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Профессор Роберт И.В. является руководителем научной школы в области информатизации образования. Под её руководством защищено 9 докторских и 19 кандидатских диссертаций. За выдающиеся успехи в развитии науки и образования И.В. Роберт имеет ряд правительственных наград Российской Федерации. Она лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 год, награждена медалью К.Д. Ушинского. Совместно с лондонскими коллегами в течение 8 лет И.В. Роберт руководит проектом Россия–Великобритания «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности». В рамках этого проекта проведено 8 семинаров в период ежегодной Международной выставки BEET, проводимой в Лондоне.

Институт информатизации образования продолжает активно развиваться. В настоящее время в его структуре следующие научные подразделения:

  • Лаборатория педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации;
  • Лаборатория проблем информатизации профессионального образования;
  • Лаборатория проблем непрерывного образования в области информатики;
  • Тестовая лаборатория средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий для образования (СВТИКТ);
  • Лаборатория проблем информатизации управления образованием.

При планировании и организации научных исследований в Институте исходят из того, что в настоящее время программно-аппаратное обеспечение информатизации образования достигло достаточно высокого уровня развития, однако педагогическое «наполнение» открывшихся возможностей нуждается в серьезном развитии и совершенствовании. В связи с этим основными направлениями научных исследований Института являются следующие:

  • развитие научной базы информатизации образования, научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества - исследование проблем и разработка теоретических основ, прогностических аспектов развития процесса информатизации образования в условиях совершенствования информационных технологий и функционирования всемирной информационной среды;
  • совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации  – исследование основных тенденций развития педагогических технологий на базе современных средств информационного взаимодействия технологий Мультимедиа, «Виртуальная реальность» и Телекоммуникаций; разработка теоретических основ их применения на всех уровнях системы непрерывного образования;
  • совершенствование механизмов управления системой образования – автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации и современных средств коммуникаций;
  • научно-методическое обеспечение информационной технологии дистанционного дифференцированного обучения пользователей ПК современным программным средствам;
  • теоретические  основы построения системы автоматизированного тестирования на базе формально-структурного описания процесса педагогического оценивания знаний;
  • разработка теоретических основ и технологии оценки педагогико-эргономического качества средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, применяемых в образовании, электронных изданий образовательного назначения, программных, программно-аппаратных средств и систем учебного назначения;
  • развитие содержания и методической системы обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества;
  • развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы – разработка структуры и содержания подготовки методиста-организатора информатизации образования в школе в области научно-педагогического и учебно-методического обеспечения процесса информатизации образования в школе, в частности организационно-методических, экспертно-аналитических, нормативно-правовых аспектов использования информационных и коммуникационных технологий;
  • разработка содержания и формирование программно-методического обеспечения процесса самообразования в области информатики, использования современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на базе инфраструктур глобальной информационной магистрали, в частности, подготовка учителя к  применению современных информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;
  • правовая защита и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования – разработка теоретических основ защиты результатов интеллектуального труда,  представленных в электронном виде, работников сферы образования в области информационных технологий и методических подходов к разработке технологии проектирования системы информационного обеспечения объектов интеллектуальной собственности, разработанных на базе средств информационных и коммуникационных технологий;
  • информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса – разработка научно-методических подходов к оценке качества профессиональной педагогической деятельности специалистов образовательных учреждений на базе средств информационных и коммуникационных технологий, выявление направлений и объема информационных массивов для мониторинга;
  • совершенствование баз и банков данных научно-педагогической информации на основе современных информационных и коммуникационных технологий;
  • реализация информационных и коммуникационных технологий в стандартах общего образования и высшего педагогического образования;
  • единое информационное образовательное пространство по базе глобальных информационных магистралей, в том числе разработка технологии информационного взаимодействия на базе глобальных  телекоммуникаций.

Институт выполняет функции головной организации по реализации Комплексной программы Отделения профессионального образования РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (научные руководители  – Манушин Э.А., академик РАО, Роберт И.В., д.п.н.), координируя научные исследования в данной области и работая более чем с тридцатью научно-исследовательскими коллективами институтов и университетов России. В рамках Комплексной программы ведутся совместные исследовательские и опытно-экспериментальные работы с Международным центром системных исследований проблем высшего образования и науки (г. Москва), Институтом образования взрослых РАО (г. С.-Петербург), Институтом общего среднего образования РАО (г. Москва), Институтом педагогики социальной работы (г.Москва), Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена (г.С.-Петерург), Омским государственным педагогическим университетом, Пермским государственным педагогическим университетом, Пензенским государственным педагогическим университетом, Уральским государственным педагогическим университетом (г.Екатеринбург), Чувашским государственным педагогическим институтом (г.Чебоксары), Самарским государственным педагогическим университетом, Красноярским государственным педагогическим университетом и др.

С 1997 года Институт информатизации образования осуществляет творческое сотрудничество с такими зарубежными учебными заведениями как Monash University (Австралия, г.Мельбурн), Institute of Education of London University (Великобритания, г.Лондон) по проекту «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов», а с 2001 года – в рамках проекта «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности».

В 1996-2003 гг. проведены фундаментальные исследования в области психолого-педагогических, педагогико-эргономических и технических проблем развития научной и технологической базы информатизации образования, результатами которых явились концептуальные положения и практико-ориентированные разработки в области развития непрерывного образования в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества. Сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства.

Проведены исследования, ориентированные на интегративный характер содержания образовательных информационных ресурсов, используемых в современном процессе обучения, осуществляемом на базе реализации возможностей технологий Мультимедиа, «Виртуальная реальность», Телекоммуникационных и Геоинформационных технологий. Эти исследования направлены на совершенствование методологии и стратегии отбора содержания общего, отдельных аспектов профессионального и дополнительного образования, на развитие педагогических технологий, реализующих возможности средств информационных и коммуникационных технологий, на использование потенциала распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет, на разработку стандартов распределенного изучения информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах. В рамках проводимых исследований выявлены принципы обеспечения опережающего характера подготовки учителя, которые предполагают изменение структуры и содержания подготовки путем отхода от линейных форм представления учебного материала и реализации открытых форм и методов обучения, основанных на использовании распределенного информационного ресурса образовательного назначения, включения новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии.

Обоснованы принципы профессиональной подготовки учителя и студентов педвузов к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, на базе которых разработаны структура и содержание подготовки. Результатом этих исследований явились разработанные и утвержденные Учебно-методическим объединением педагогического образования Минобразования РФ программа курса по методике преподавания информатики в педвузе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (Государственный образовательный стандарт специальности «030100 – Информатика») и специализация 30109 – организатор информатизации образования. Разработаны научно-педагогические основы и экспериментально апробированы программа и содержание подготовки специалистов гуманитарного профиля в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а также математического образования.

Разработана концепция стандартизации в применении информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения общеобразовательных предметов, разработан и экспериментально апробируется проект образовательного стандарта многоуровневой графической подготовки. Выделены особенности применения информационных технологий в процессе математического образования: при реализации компьютерных методов исследования математических моделей и средств их преобразования; при использовании средств создания и управления базой данных геометрических объектов; при применении средств компьютерной графики для формирования и развития пространственного мышления учащихся; при автоматизации процессов контроля.

Разработан аппарат экспертной оценки психолого-педагогического, технико-технологического и эргономического качества  электронных изданий образовательного назначения, на базе которого проводится сертификация. Созданы демонстрационные исследовательские прототипы электронных средств учебного назначения по информатике, математике, астрономии, истории, теплотехнике и методические рекомендации по их использованию.

В результате исследований возможностей технологической базы автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса создан демонстрационный исследовательский прототип базы данных научно-педагогической и инструктивно-методической информации и методика ее использования. Предложены архитектурные и программно-технические решения реализации базы данных по тематике научных исследований, проводимых в России в сфере образования.

Разработана концепция индивидуально-типологического подхода в дистанционном обучении, которая способствует гуманизации процесса обучения, исходя из приоритетов в личностном развитии обучающегося, предъявляет требования к изменению технологии и методик обучения. Предложен новый подход к рассмотрению проблемы разработки структуры и содержания учебно-методических материалов, ориентированных на обучаемых с различными возможностями и уровнем подготовки – модель системы управления процессом дифференцированного обучения в Интернет-среде, состоящая из совокупности взаимосвязанных моделей; целей обучения; начального состояния обучаемого; контроля текущего уровня обучаемого, преподавателя; учебно-методических материалов; средств обучения; конечного состояния обучаемого. Разработана модель дифференцированного дистанционного обучения и основные алгоритмы функционирования и взаимодействия основных компонентов технологии системы дистанционного обучения.

Проведены исследования, направленные на развитие содержания и теоретической базы информатики в системе непрерывного образования как учебного предмета на уровне высшего педагогического образования; базового и профильных курсов информатики; нейрокомпьютерных сетей и технологий; социальной информатики; применения методов и средств информатики как научной области знания для эффективного и качественного решения учебных и профессиональных задач, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе; обоснованы принципы диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых по базовому курсу информатики с использованием информационных технологий. Разработаны учебники и практикум по курсу информатики и информационных технологий, включенные в Федеральный комплект Минобразования РФ.

На основе выполненных исследований в области педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования, разработаны технические условия, обеспечивающие процедуру сертификации средств и систем учебной вычислительной техники для кабинетов информатики и классов с видеодисплейными терминалами и персональными компьютерами. Эти материалы утверждены и зарегистрированы в Реестре системы «Росинфосерт» (при Министерстве РФ по связи и информатизации) и рекомендованы Минобразования РФ к использованию при закупке средств электронно-вычислительной техники для школ. Составлены и ежегодно обновляются материалы (перечни) по составу и спецификации средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий  для кабинетов информатики образовательных учреждений. Разработаны также технические условия, обеспечивающие процедуру оценки электронных изданий учебного назначения.

Внедрение результатов фундаментальных исследований НИР и НИОКР Института осуществляется как по рекомендации Минобразования РФ, так и в период апробации в рамках опытно-экспериментальной работы.

На основе разработанного сотрудниками института аппарата экспертной оценки средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации, а также психолого-педагогического, технико-технологического и эргономического качества  электронных изданий образовательного назначения Институт информатизации образования аккредитован Министерством РФ по связи и информатизации в качестве Испытательной лаборатории. В связи с этим, Минобразованием РФ рекомендовано проводить сертификацию средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации на базе Испытательной лаборатории Института. Минобразования РФ разосланы по всем регионам России разработки Института – методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики и классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.

На основе разработанных в институте теоретических положений о структуре и содержании подготовки учителей и студентов педвузов в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности были разработаны:

  • Программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (рекомендована Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования, утверждена Управлением  общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ).
  • Специализация по специальности «030100-информатика» «Организатор информатизации учебного заведения среднего уровня образования (Организатор информатизации образования)» (рекомендовано УМО по специальностям педобразования, утверждено Управлением  общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ).

Разработана Программа общеобразовательного курса «Математика и информатика» для гуманитарных специальностей гуманитарных вузов России (утверждена приказом Минобразования России).

Опытно-экспериментальная апробация ведется по таким направлениям:

  • информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса (научный руководитель д.п.н. Б.И. Канаев);
  • совершенствование методики преподавания базового курса информатики в 7-9 класах общеобразовательной средней школы (научный руководитель к.п.н. Л.Л. Босова);
  • интегрирующий курс «История мировой науки» в 9-11 математических и гуманитарных классах лидерских гимназий (научный руководитель к.ф.-м.н. С.Г. Смирнов);
  • совершенствование подготовки учителей сельских школ в области применения информационных и коммуникационных технологий  (научный руководитель к.п.н. Босова Л.Л.);
  • дидактические особенности информационной подготовки в системе военно-профессионального образования (научный руководитель д.п.н. О.А. Козлов).

Всего в опытно-экспериментальной работе задействовано 32 экспериментальные площадки в Москве, Московской области, С.-Петербурге, Тольятти, Сургуте и других городах России.

Результаты научных исследований Института информатизации образования  в виде учебных программ, учебников, учебных пособий, методических пособий, нормативных документов внедрены в массовую практику образования России. Среди этих результатов:

  • Технические условия (для сертификации). Информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы среднего (полного) общего образования. Характеристики качества и методы их оценки. Общие технические требования (для учебных заведений России среднего (полного) общего образования). Согласованы с Департаментом общего среднего образования Минобразования РФ, утверждены Министерством по связи и информации РФ и зарегистрированы в Реестре Системы «РОСИНФОСЕРТ» № СТУ 115. 003-2000.
  • Технические условия (для сертификации). Информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Прикладные программы учебного назначения (электронные издания учебного назначения) для учебных заведений системы общего среднего образования. Характеристики качества и методы их оценки. Общие технические требования. Содержательно-педагогические требования. Психолого-педагогические требования. Педагогико-эргономические требования. Согласованы с Управлением информационных технологий в образовании Минобразования РФ, утверждены Министерством по связи и информации РФ и зарегистрированы в Реестре Системы «РОСИНФОСЕРТ» № СТУ 115.011– 2002.
  • Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере среднего (полного) общего образования (для Министерства образования Российской Федерации, регионов России, областных управлений образования), которые утверждены Департаментом общего  среднего образования Минобразования России.
  • Программа общеобразовательного курса «Математика и информатика» для гуманитарных специальностей гуманитарных вузов России (утверждена приказом Минобразования России от 14.09.99 г., N 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников»).
  • Программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (рекомендована Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования, утверждена Управлением  общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования России).
  • Специализация по специальности «030100-информатика» «Организатор информатизации учебного заведения среднего уровня образования (Организатор информатизации образования)» (рекомендовано УМО по специальностям педобразования, утверждено Управлением  общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ).

Сотрудники Института входят в число организаций, обеспечивающих функционирование рабочих комиссий по четырем из одиннадцати основных направлений информатизации образования в рамках Федеральной целевой программы Минобразования РФ «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»: научно-педагогическое обеспечение применения информационных технологий в образовании; совершенствование федерального законодательства в связи с решением задач информатизации образования и развитие отраслевой нормативно-правовой базы, отраслевых стандартов, соглашений и имущественных отношений в области разработки и использования информационных технологий в образовании; создание электронных средств учебного назначения общего и профессионального образования; подготовка и переподготовка педагогических кадров в области информационных технологий. Сотрудники Института привлекались Министерством образования в качестве экспертов по программам «Компьютеризация городских и поселковых школ», «Разработка электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования».

Ежегодно сотрудники Института информатизации образования участвуют в работе Всероссийских и Международных конференций (в том числе, Великобритании, Аастралии, Югославии) по проблемам информатизации образования. В период с 1996 по 2003 более 150 докладов сотрудников Института опубликованы в печатных трудах научных сессий и конференций. Свыше 80 научно-методических статей опубликовано сотрудниками института в журналах «Информатика и образование», «Математика в школе», газете «Информатика» и др.

С 1996 года в Институте информатизации образования работает Ученый совет, задачами которого являются выбор направлений научно-исследовательской деятельности, поддержание высокого научного уровня НИР и НИОКР, содействие росту научных кадров Института. В 1997 году в Институте было основано периодическое издание «Ученые записки Института информатизации образования», в настоящее время готовится к печати его 10-й юбилейный выпуск.

С 1999 г. специалистами Института на базе кабинета, оснащенного средствами вычислительной техники Института, ведется преподавание на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании и в области организации информатизации в учебном заведении среднего уровня образования. Специалисты Института проводят также занятия с сотрудниками Президиума РАО по изучению информационных и коммуникационных технологий.

В Институте со дня его организации активно функционирует докторантура и аспирантура. Научное руководство докторантами и аспирантами осуществляют сотрудники Института (9 докторов и 5 кандидатов наук).

Институт информатизации образования РАО осуществляет:

  • разработку учебных курсов, ориентированных на применение программных средств и систем учебного назначения, учебного оборудования, сопрягаемого с компьютером, электронных изданий образовательного назначения;
  • сертификацию и проведение экспертизы психолого-педагогического, содержательно-методического и эргономического качества электронных изданий образовательного назначения и педагогико-эргономического качества средств электронно-вычислительной техники, предназначенной для образования;
  • консультативные услуги в области разработки и применения современных информационных и коммуникационных технологий в образовании;
  • разработку автоматизированной системы информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений);
  • подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в сфере образования;
  • научно-практическое руководство Международным проектом "Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности". Проект осуществляется совместно с Институтом образования Лондонского Университета. Участники проекта проходят обучение в Москве и Лондоне, обеспечиваются программными и учебно-методическими материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя, директора, классного руководителя;
  • научное руководство и координацию НИР и НИОКР более чем тридцати научных коллективов институтов и университетов России в рамках Комплексной программы РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании».




22