"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
    История Центра (Института)
    История Института в фотографиях
    Музей школьной ЭВМ
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

История Центра (Института)


К ЮБИЛЕЮ ТРЕХЛЕТИЯ

ЦЕНТРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГБНУ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»


ИСТОРИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ЦЕНТРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГБНУ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РАО»

ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГБНУ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РАО» организован в 2014 году на базе коллектива сотрудников Института информатизации образования Российской академии образования.

Коллектив начал свою деятельность в качестве Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР, созданной в 1984 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы. Впоследствии, в 1995 году Лаборатория информатики и вычислительной техники была преобразована в Центр информатизации образования ИСО РАО, на базе которого в 1996 году постановлением Президиума РАО был создан Институт информатизации образования РАО, сотрудники которого осуществляли исследования в области развития теории и методики информатизации образования, а также применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Институт являлся ведущим учреждением РАО по проблемам информатизации образования и координатором научных исследований в этой области, объединяя более чем тридцать научно-исследовательских коллективов России. В Институте (на 2014 год) работало 81 сотрудник, в том числе 3 академика, 18 докторов, 35 кандидатов наук.

Институт к этому времени имел: Лицензию №16-267 от 31.03.1999 г Министерства общего и профессионального образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования и разрешение на право проведения испытаний продукции в целях сертификации № РОСИ. А115.643.21008.03 Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (Центр тестирования средств вычислительной техники учебного назначения).

Первым директором Института был Глейзер Григорий Давыдович – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, почетный доктор ряда российских и зарубежных университетов. Г.Д. Глейзер – автор более 350 научных трудов, посвященных проблемам методики математики, истории математики, теории педагогики и андрагогики. Академик Г.Д. Глейзер разработал 12 учебников по математике для средней и высшей школы, монографии в области педагогики и образования, учебно-методические пособия для учителей и учащихся. Под его научным руководством подготовлено 38 кандидатов и докторов наук. Г.Д. Глейзер совместно с югославскими учеными в течение 6 лет вел проект Россия–Югославия, в рамках которого было проведено 6 конференций, издано 5 сборников совместных трудов, создан международный педагогический журнал.

С 2001 по 2014 год Институтом руководила Роберт Ирэна Веньяминовна – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, один из крупнейших отечественных специалистов в области информатизации образования и методики преподавания информатики. И.В. Роберт – автор более 350 научных работ, в том числе за рубежом (Великобритания, Австралия, Югославия, Венгрия, Республика Куба и др.). Среди публикаций – монографии, концепции, учебники и учебно-методические пособия для учителя по вопросам информатизации образования и преподавания информатики. Научно-практические разработки И.В. Роберт тиражированы Минобразования РФ по регионам России и странам СНГ. Роберт И.В. с 1993 года являлась научным руководителем Комплексной программы РАО, много лет руководит работой секции «Информатика» Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Профессор Роберт И.В. является руководителем научной школы в области информатизации образования. Под её руководством защищено 23 докторских и более 40 кандидатских диссертаций. За выдающиеся успехи в развитии науки и образования И.В. Роберт имеет ряд правительственных наград Российской Федерации. Она дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 г. и 2009 годы, награждена медалями К.Д. Ушинского, В.В. Давыдова, Золотой медалью РАО и др. наградами. С 2001 по 2014 г. Роберт являлась председателем докторского совета при Институте. С 2003 по 2014 г. Роберт И.В. являлась руководителем Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения, аккредитованной Госстандартом РФ. С 1998 года совместно с лондонскими коллегами в течение 8 лет И.В. Роберт руководила проектом «Россия–Великобритания: Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности». В рамках этого проекта проведено 8 семинаров в период ежегодной Международной выставки BEET, проводимой в Лондоне.

Институт информатизации образования РАО включал следующие научные подразделения:

  • Лаборатория педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации;
  • Лаборатория проблем информатизации профессионального образования;
  • Лаборатория проблем непрерывного образования в области информатики;
  • Тестовая лаборатория средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий для образования (СВТИКТ);
  • Лаборатория проблем информатизации управления образованием.

Основными направлениями научных исследований Института являлись следующие:

  • развитие научной базы информатизации образования, научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества - исследование проблем и разработка теоретических основ, прогностических аспектов развития процесса информатизации образования в условиях совершенствования информационных технологий и функционирования всемирной информационной среды;
  • совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации – исследование основных тенденций развития педагогических технологий на базе современных средств информационного взаимодействия технологий Мультимедиа, «Виртуальная реальность» и Телекоммуникаций; разработка теоретических основ их применения на всех уровнях системы непрерывного образования;
  • совершенствование механизмов управления системой образования – автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации и современных средств коммуникаций;
  • научно-методическое обеспечение информационной технологии дистанционного дифференцированного обучения пользователей ПК современным программным средствам;
  • теоретические основы построения системы автоматизированного тестирования на базе формально-структурного описания процесса педагогического оценивания знаний;
  • разработка теоретических основ и технологии оценки педагогико-эргономического качества средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, применяемых в образовании, электронных изданий образовательного назначения, программных, программно-аппаратных средств и систем учебного назначения;
  • развитие содержания и методической системы обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества;
  • развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы – разработка структуры и содержания подготовки методиста-организатора информатизации образования в школе в области научно-педагогического и учебно-методического обеспечения процесса информатизации образования в школе, в частности организационно-методических, экспертно-аналитических, нормативно-правовых аспектов использования информационных и коммуникационных технологий;
  • разработка содержания и формирование программно-методического обеспечения процесса самообразования в области информатики, использования современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на базе инфраструктур глобальной информационной магистрали, в частности, подготовка учителя к применению современных информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;
  • правовая защита и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования – разработка теоретических основ защиты результатов интеллектуального труда, представленных в электронном виде, работников сферы образования в области информационных технологий и методических подходов к разработке технологии проектирования системы информационного обеспечения объектов интеллектуальной собственности, разработанных на базе средств информационных и коммуникационных технологий;
  • информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса – разработка научно-методических подходов к оценке качества профессиональной педагогической деятельности специалистов образовательных учреждений на базе средств информационных и коммуникационных технологий, выявление направлений и объема информационных массивов для мониторинга;
  • совершенствование баз и банков данных научно-педагогической информации на основе современных информационных и коммуникационных технологий;
  • реализация информационных и коммуникационных технологий в стандартах общего образования и высшего педагогического образования;
  • единое информационное образовательное пространство по базе глобальных информационных магистралей, в том числе разработка технологии информационного взаимодействия на базе глобальных телекоммуникаций.

С 1997 по 2014 г. Институт выполнял функции головной организации по реализации Комплексной программы Отделения профессионального образования РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», координируя научные исследования в данной области и работая более чем с тридцатью научно-исследовательскими коллективами институтов и университетов России. В рамках Комплексной программы проводились совместные исследовательские и опытно-экспериментальные работы с Международным центром системных исследований проблем высшего образования и науки (г. Москва), Институтом образования взрослых РАО (г.С.-Петербург), Институтом общего среднего образования РАО (г.Москва), Институтом педагогики социальной работы (г.Москва), Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена (г.С.-Петербург), Омским государственным педагогическим университетом, Пермским государственным педагогическим университетом, Пензенским государственным педагогическим университетом, Уральским государственным педагогическим университетом (г.Екатеринбург), Чувашским государственным педагогическим институтом (г.Чебоксары), Самарским государственным педагогическим университетом, Красноярским государственным педагогическим университетом и др.

С 1997 по 2009 г. Институт информатизации образования осуществлял творческое сотрудничество с такими зарубежными учебными заведениями как Monash University (Австралия, г.Мельбурн), Institute of Education of London University (Великобритания, г.Лондон) по проекту «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов», а с 2001 года – в рамках проекта «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности».

В 1996-2014 гг. проведены фундаментальные исследования в области психолого-педагогических, педагогико-эргономических и технологических проблем развития научной и технологической базы информатизации образования, результатами которых явились концептуальные положения и практико-ориентированные разработки в области развития непрерывного образования в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества. Сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства.

Внедрение результатов фундаментальных исследований НИР и НИОКР Института осуществлялось как по рекомендации Минобразования РФ (в прошлые десятилетия), так систематически в период апробации в рамках опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях России. Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 32 экспериментальные площадки в Москве, Московской области, С.-Петербурге, Тольятти, Сургуте и других городах России.

На основе разработанного сотрудниками института аппарата экспертной оценки психолого-педагогического, технико-технологического и эргономического качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, Институт был аккредитован Госстандартом РФ в качестве Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения.

Сотрудники Института информатизации образования РАО участвовали в работе Всероссийских и Международных конференций (в том числе, Великобритании, Австралии, Югославии) по проблемам информатизации образования. В период с 1996 по 2014 более 450 докладов сотрудников Института опубликованы в печатных трудах научных сессий и конференций. Свыше 150 научно-методических статей опубликовано сотрудниками института в журналах «Информатика и образование», «Математика в школе», газете «Информатика» и др.

С 1999 по 2014 гг. В Институте издавалось три периодических печатных изданий, в том числе «Ученые записки ИИО РАО».

С 1999 по 2014 г. специалистами Института проводилось преподавание на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании и в области организации информатизации в учебном заведении среднего уровня образования. Специалисты Института проводят также занятия с сотрудниками Президиума РАО по изучению информационных и коммуникационных технологий.

В Институте со дня его организации по 2014 г. активно функционировала докторантура и аспирантура. С 2001 по 2014 г. в Институте функционировал докторский диссертационный совет по нескольким специальностям педагогической науки, а с 2004 года функционировали кандидатский и докторский диссертационные советы по техническим наукам.

Институт информатизации образования РАО с 2012 по 2014 г. осуществлял НИР по двадцати темам в рамках Программы фундаментальных научных исследований Государственных академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р.

В настоящее время коллектив сотрудников ЦЕНТРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГБНУ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РАО» осуществляет НИР по двум темам Государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р.:

- Тема № 2.9384.2017/БЧ «Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности» (научный руководитель И.В. Роберт, акад. РАО, д-р пед наук, профессор).

- Тема № 2.9402.2017/БЧ «Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования» (научный руководитель Шихнабиева Тамара Шихгасановна, д-р пед. Наук, доцент).




22